вторник, 14 октября 2008 г.

Государственное социальное страхование



Система государственного социального страхования и вспомоществования становится со времен «нового курса» неотъемлемой частью государственно-монополистического регулирования в США, важной основой антикризисной и антициклической политики правительства. Резкое увеличение доли рабочего законодательства в серии государственно-монополистических мероприятий 30-х годов отразило и расстановку классовых сил в тот период: в отличие от начала XX в. движущей силой в борьбе за демократические преобразования в это время выступала уже не разоряющаяся мелкая буржуазия, а рабочий класс.
В качестве отличительной черты социальной программы Ф. Д. Рузвельта, ставшей основополагающим свойством последующего развития государственно-монополистического регулирования в США, выступило стремление «откупиться» за пороки капитализма минимальной платой. Так, общей чертой обоих важнейших видов социального страхования, по старости и по безработице, были изъятие из сферы действия закона больших групп трудящихся (сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга, государственные служащие и др.), низкий уровень страховых выплат, недемократичность всей системы социального обеспечения. Пенсии по старости определялись размером в 85 долл. в месяц для лиц старше 65 лет. Учитывая, что средняя продолжителъность жизни в CHIA равнялась тогда 62 годам, злые языки окрестили их «пенсиями для покойников». Пособия по безработице в конце 30-х годов в среднем выплачивались 9,4 недели в год по 11 долл. в неделю, что составляло 36,6% заработной платы.
Несмотря на отмеченную ограниченность, государственно-монополистические и буржуазно-реформистские мероприятия «нового курса» имели реальное значение и оказали воздействие на ход исторического развития США. Особенностью государственно-монополистического регулирования периода «нового курса» являлось его буржуазно-реформистское обрамление, что отличало его от других известных вариантов ГМК 30-х годов — германского и итальянского. Имея в виду это обстоятельство, Советский автор писал, что «в США развивался совершенно отличный от фашизма вариант государственно-монополистической модели, несмотря на то, что и в этой стране появились ростки действительного фашизма, не получившие в силу многих обстоятельств большого развития».
популярные стихотворения

Политика нового курса



Политика «нового курса» Ф. Д. Рузвельта, направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ государственно-монополистического капитализма в США. Одной из отличительных черт экономической политики Ф. Д. Рузвельта, запечатлевшейся наиболее ярко в законе о восстановлении промышленности (НИРА) от 16 июня 1933 г., являлся отказ от «размахивания дубинкой» в отношении монополий в пользу тесного сотрудничества с большим бизнесом в целях стабилизации рыночных цен, объема производства, унификации условий труда. В условиях банкротства частных банков государство щедро субсидировало корпорации, имея в виду приостановить свертывание производства и массовое увольнение рабочих. Антикризисная политика правительства, осуществлявшаяся в первую очередь за счет налогоплательщиков, породила хронический бюджетный дефицит. Так рухнула еще одна классическая заповедь буржуазной политики — сбалансированный бюджет. Бюджетный дефицит стал с тех пор краеугольным камнем государственно-монополистического регулирования и на протяжении вот уже более 50 лет выступает в качестве неизбежной, постоянно увеличивающейся и все более взрывоопасной платы за врачевание язв и пороков капитализма.
Дефицитное государственное финансирование стало источником и социальной программы государственно-монополистических мероприятий Ф. Д. Рузвельта. Он первым среди крупных политиков США увидел в социальных расходах не благотворительную акцию в отношении эксплуатируемых масс, а основополагающее средство врачевания все тех же экономических недугов капитализма, чреватых к тому же катастрофическими политическими последствиями. Одобренный его правительством в 1935 г. закон о социальном страховании престарелых, безработных, некоторых категорий нетрудоспособных был направлен, используя определения самого Ф. Д. Рузвельта, па «расширение покупательной способности фермеров и промышленных рабочих», на «заправку насоса», и, как следствие, на рассасывание перепроизводства товаров. Этой же цели должен был способствовать и закон 1938 г. о минимальных ставках заработной платы для некоторых категорий рабочих и служащих.
ведьма