понедельник, 14 декабря 2009 г.

Борьба в буржуазной идеологии



Борьба течений в буржуазной идеологии (как и буржуазный реформизм) сама была следствием экономических требований монополистического капитализма и острых классовых столкновений в монополизирующемся американском обществе.
Вышеизложенная интерпретация Голдмана получила широкое распространение среди неолиберальных авторов. Так, один из их патриархов, Г. С. Коммаджер, в монографии, посвященной «американскому мировоззрению» новейшего времени, писал об Уорде как о «первом крупном ученом, который попытался с научных позиций оспорить принципы государственного невмешательства, провести различие между естественным и общественным развитием», как об идеологе, который «вдохнул в целое поколение ученых и реформаторов веру в возможность усовершенствования общества». Уорд, по его словам, был провозвестником «новой свободы, нового курса и всех движений, ставивших целью реконструировать общество посредством государственного вмешательства». В период «нового курса», по словам Коммаджера, «правительство начало прокладывать путь к «социократии» (название идеального общественного устройства у Л. Уорда.), теоретические основы которой были разработаны за полстолетия до этого Л. Уордом».
Л. Уорд, Г. Кроули, Д. Кейис и другие «либерально-реформистские социал-дарвинисты» выступают у Голдмана в роли буржуазных просветителей. По их схемам и предначертаниям в США XX в. возводится «царство разума». А «просвещенными монархами» XX в. у него оказываются президенты США Т. Рузвельт, В. Вильсон, Ф. Д. Рузвельт, которые в отличие от своих лицемерных европейских предшественников XVIII в. действительно озабочены утверждением «государства всеобщего благоденствия» и потому с готовностью подхватывают идеи буржуазно-реформистских «просветителей».
Присущая неолиберальной школе персонификация буржуазно-реформистского курса получает, таким образом, двоякое выражение: ее интеллектуальными вдохновителями объявляются буржуазно-реформистские идеологи, а практическими творцами — такие президенты, как В. Вильсон, Т. Рузвельт, Ф. Д. Рузвельт, Дж. Кеннеди.
стихи о любви

Идея государственного невмешательства



Совершенно очевидно, что социал-дарвинистская доктрина и ее венец — идея государственного невмешательства означали апологию частного предпринимательства и ничем не смягченной эксплуатации пролетариата, неудачливой мелкой и средней буржуазии со стороны нарождавшегося монополистического капитала. Одновременно социал-дарвинизм выступил как изощренная, циничная форма идеологии буржуазного индивидуализма.
В конце XIX в. в американской буржуазной социологии выступило реформистское направление во главе с Л. Уордом, отводившее значительное место в общественном развитии субъективному фактору, целенаправленным усилиям личности, общественных групп, политических институтов. Оно требовало проводить различие между развитием естественного мира и общества, объявляя движущим фактором первого «естественный», а второго — «искусственный отбор». По Уорду, сам прогресс цивилизации оказывался возможным благодаря возрастающей роли в обществе методов «социального регулирования» и «планирования». Концепция Уорда и его единомышленников, названная Голдманом «реформистским социал-дарвинизмом», легла в основу идеологии государственного социально-экономического регулирования в США.
Нет смысла отрицать, что борьба индивидуалистического и реформистского направлений в американской буржуазной идеологии конца XIX — начала XX в. оказала определенное воздействие на развитие буржуазного реформизма в США: она склонила в пользу буржуазно-реформистских принципов некоторых буржуазных политиков и мыслителей, способствовала выработке философских и конкретно-политических буржуазно-реформистских положений. Было бы, однако, нелепо пытаться, как это делал Голдман, приписывать этой борьбе происхождение государственного социально-экономического реформаторства.
поэзия